ГлавнаяСведения об образовательной организацииПрием в 1 классГосударственная итоговая аттестация-11/9Расписание уроков,факультативовПрофильное обучение и прием в 10 классЛагерь дневного пребывания детей «Солнышко - 2018

Иванова Т.П.  


Учителя русского языка и литературы  


Страничка учителя  


Главная  

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

 

В чём моя педагогическая философия... Слово  «философия» ко многому обязывает!  В нашей учительской профессии уверенность, компетентность, мировоззрение приходят и складываются постепенно, со временем. Философия как система идей и взглядов зрелого человека не может возникнуть вдруг и сразу навсегда, не может не развиваться... Чтобы рассказать о том, что составляет мои теперешние убеждения, я считаю необходимым оглянуться назад.

Я в профессии уже 30 лет. Но профессия ли это, если в моей жизни она постепенно стала определять практически всё: интересы и увлечения, круг друзей и манеру общения, образ жизни, систему ценностей, гражданскую позицию? Самой трудно поверить, но я долгое время категорически не хотела признавать этот факт – поистине замечательный и удивительный... Может быть, общественное мнение надо мной довлело? Ведь довольно долгое время часть российского общества не желала - да и не желает пока - видеть в учителе успешного человека. Доказательств этому достаточно: высказывания участников телевизионных ток-шоу, материалы Интернет-форумов, образы преподавателей в сериалах последних лет... И результаты опросов в один голос говорят: современный ребёнок, описывая «типичного педагога», всё ещё рисует облик мудрой тетёньки с указкой в руке, фанатично преданной своему предмету, склонной к нотациям – и это в лучшем случае... Почему же так мало позитивного в отношении к учительству? Какой же учитель отвечает общественным потребностям? Насколько далека от этого образа я сама?

Вопросы заставили меня в какой-то момент ответственнее взглянуть на дело, которому я отдаю годы. Мои любимые язык и литература... Это ведь далеко не всё, чему приходится сегодня учить детей. Мало того, в последние годы больше приходится учиться – так быстро всё меняется вокруг нас... И где в этом вихре я со своими намерениями, мои школьники с их жизненными целями, правила грамматики, мысли великих, русская речь и герои книг? Пришлось осознать, что всё перечисленное уже «разнесено» в пространстве и во времени, удалено друг от друга... Легче всего мне было признать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподавания, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с учениками... Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас передо мной задача сложнее: стать современным учителем современного ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить средствами моих  учебных предметов познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...

Дети хотят, чтобы... А надо ли вообще «равняться» на то, чего они хотят? Надо! Всегда идти за детьми, быть рядом, думать об их будущем - это сама суть, глубоко оправданная исторически особенность нашего ремесла (всем известно, что означает по латыни слово «педагог»)... В этом смысле наша профессия самая консервативная. Ведь знания должны быть не ради знаний, а ради человека. И очень важно, современный учитель, чтобы тебе, наконец, удалось закончить с практикой «знаниевого» обучения ребёнка - человека будущего! – на твоём уроке...

Именно учитель (а «словесник» особенно!) всегда был обязан беречь национальную историческую память, занимать твёрдую нравственную позицию в любых жизненных ситуациях. Но в наши дни это необходимо проявлять не на словах, а на деле, ведь современные дети буквально дышат воздухом безразличия и лицемерия, заражаясь этими недугами, растут зачастую в атмосфере подмены истинных ценностей ложными. Поэтому я убеждена в том, что мы, современные учителя, именно сейчас необходимы своей стране - даже если она этого не осознаёт... По мнению многих, образование находится в системном кризисе. Но факт осознания кризиса есть признак начавшегося его преодоления – я знаю это по себе. Школа сейчас имеет - пожалуй, впервые за последние 10 лет – обозначенные государством достойные ориентиры. И этот факт также убеждает меня в исключительной важности нашего дела. Профессиональное, подвижническое, осознанное служение будущему гражданину новой России - этому подчинены мои методические принципы, в этом заключается моя человеческая позиция и педагогическая философия.

Мне очень близки идеи развивающего обучения. Они не новы. Педагоги античности большое внимание уделяли проблеме развития логического мышления, умению последовательно излагать свои мысли, формированию понятий, ораторскому мастерству. Развитие ребенка, я в этом убеждена, должно идти через его самостоятельную деятельность. Из опыта работы я вижу, прочно усваивается то, что требует определенных логических операций.

Мне как учителю - практику вывод видится один — создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческий потенциал ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. В данной единственной точке познания, в которой он теперь находится, никто другой в единственном времени и единственном пространстве не находился и находиться не может, это только его отправная точка на пути к вершине Знания.

Запросы современного мира несколько изменились… Но осталась неизменным, значимым и востребованным  идея развития ребенка.

Субъектами образовательного процесса являются Учитель и Ученик. Чтобы процесс субъект-субъектных отношений был эффективным, и та и другая стороны должны испытывать состояние комфорта. В какую школу хочется идти ученику, какой бы школе доверил родитель своего ребенка? На этот счет у меня нет никаких сомнений. В ту, где учат, в ту, где, прежде всего, любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому, где учитель выступает в роли старшего друга, сотрудника, где в основу деятельности школы положены принципы: гуманизации, «очеловечивание» всех видов деятельности; гуманитаризации, «очеловечивание» знаний; гармонизации; САМОразвития личности;  в ту, где проводят мониторинг знаний, а не мониторинг оценок.

Туда, где трудно, весело, интересно и радостно! Хорошая школа всегда начинается с любви. Я часто размышляю, от чего это зависит? Где решение? И ответ, наверное, один — если к тебе одновременно в голову приходит знание того, что надо делать и как надо делать, значит профессиональной формуле (любовь к профессии + любовь к детям) ты соответствуешь.

Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

   В системе школьного образования  русский язык занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие  интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Будучи формой хранения  и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Деятельность учителя и ученика в продуктивном тандеме, где педагогический процесс направлен на индивидуальное развитие творческих и нравственных качеств личности с упором на развитие творческого теоретического мышления, хочется назвать педагогикой сотворчества. Здесь творят оба субъекта педагогического процесса, и от мастерства, творческого вдохновения учителя зависит творческое озарение ученика.

А для этого нужно просто соответствовать формуле ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ + ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ.


Соседние подразделы:
Творческие работы учащихся
Методическая копилка

Количество просмотров: &digits=5" alt="Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!" border=0 width="45" height="11">
Поиск по сайту
Детский Телефон Доверия 8-800-2000-122
Сейчас
Атлас профессий
Сайт учителя русского языка и литературы
Сайт учителя математики
Сайт учителя математики
Сайт учителя английского языка
Сайт учителя начальных классов
Сайт учителя иностранного языка
Сайт учителя технологии
Сайт учителя истории и обществознания
Сайт учителя технологии
Сайт учителя химии
Сайт учителя географии
Сайт учителя начальных классов
Сайт учителя биологии
Телефон доверия
ГТО
Введите заголовок
Мы рекомендуем
Моя педагогическая философияМоя педагогическая философия В чём моя педагогическая философия... Слово «философия» ко многому обязывает!...
Открыть раздел Моя педагогическая философия
Иванова Т.П.учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ...
Открыть раздел Иванова Т.П.
Страничка социального педагогаСоциальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе....
Открыть раздел Страничка социального педагога
Фото в стенах школы
Открыть раздел Фото в стенах школы
Победе посвящается...
Открыть раздел Победе посвящается...