ГлавнаяСведения об образовательной организацииПрием в 1 классГосударственная итоговая аттестация-11/9Расписание уроков,факультативовПрофильное обучение и прием в 10 классЛагерь дневного пребывания детей «Солнышко - 2018

Профилактические акции  


Профилактическая работа  


Главная  

Акция "Подросток"

Занять подростка

Дополнительные занятия для детей — одна из самых избитых тем. Но все же: давайте поговорим о том, нужны ли вашему ребенку-подростку дополнительные занятия, как разобраться, есть от них толк или же это стрельба вхолостую.

       Кто-то из родителей вообще этим не озадачивается: «Куда ему, вот он в первом классе ходил на лепку, так его выгнали со второго занятия за плохое поведение. Пусть сначала двойки исправит и вести себя научится». Но большинство все-таки озадачивается: одни записывают своего ребенка в разнообразные кружки и студии, другие делают так, чтобы он «сам захотел», третьи выбирают вместе с ребенком.

       Что мы хотим получить от этих занятий? Самые распространенные, хотя и не единственные, причины - «раскрыть способности» (приобрести навыки, воспитать характер, выбрать профессию, заниматься любимым делом…) и «чтобы не было улицы»,  («дурной компании», «чтобы на дурь ни времени, ни сил не осталось»).

Быть умным, умелым, уверенным
       Отрадно, когда родители верят в своего ребенка. «Мы очень рады, что ты выбрал ремесла, ведь это так классно — уметь что-то делать руками», «Дочка, а не пойти ли тебе в школу моделей? Еще красивее будешь, и на всю жизнь», «По-моему, у тебя есть способности к языкам — может, второй иностранный попробуешь? А мы поможем, вместе учить будем».

И правда: все получается, и ребенок втягивается, и с нагрузками справляется, и успехи вот первые намечаются... И потом, во взрослой уже жизни, такие люди добиваются больше, причем меньшими силами, как будто себе в удовольствие, что ли.

        Для людей неуверенных, робких, для детей, не имеющих особых успехов в школе, необходимо найти какое-то дело, которое будет у них спориться, что-то такое, что поможет им обрести веру в себя. Бывает и так, что ребенок идет заниматься как раз не тем, что дается легко, а тем, что «западает». Если у него сильна мотивация достижения и честолюбие, то его могут подтянуть студии и секции с соревновательным духом, где часто проводятся какие-нибудь соревнования, первенства, чемпионаты и прочее. Человека же, ориентированного на приспособление и компромисс, на избегание неудач, подобные ситуации раздавят; ему требуются «кружки по интересам», где важнее участие, чем результат, и где психотип преподавателя не идет вразрез с особенностями подростка.

Допустим, если полноватый мальчик не умеет плавать и боится воды, то его ждет оздоровительный бассейн с занятиями не сложнее ЛФК, а вот начнет у него получаться и он будет готов полюбить плавать - вот тогда добро пожаловать в спортшколу, может быть, и олимпийского резерва.

      Дополнительная нагрузка может научить организовывать время, задавать дню ритм — но только в том случае, если человек чувствует, что он владеет ситуацией.
День должен быть не безумно-суматошным, когда мама то и дело поторапливает: «Давай, давай скорее!», а ритмичным и насыщенным, с приемлемым для ребенка темпом и понятной ему логикой времени. Чтобы научиться этому, дополнительных занятий поначалу должно быть два-три в неделю, плюс рациональный режим дня, плюс пример самоорганизованности родителей и их необременительная помощь, ненавязчивый контроль. И все получится!


Антидурь

- Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок. И всякие там жмурки-пряталки. Вот тогда дети и не станут пропадать.
- Тогда родители пропадать начнут.
Э. Успенский, «Трое из Простоквашино».

      Редкого родителя не пугает набившая оскомину «улица» со всей ее вульгарностью и опасностью, и не зря. Избыток ничем не занятого времени и бесконтрольной свободы — для подростка действительно непосильный груз (да и для иного взрослого тоже). И с этой точки зрения разнообразные занятия могут помочь подростку позитивно укрепиться в жизни: расширить картину мира, получить дополнительные впечатления, взять себе то полезное, чего раньше не совсем хватило, реализовать не полностью удовлетворенные потребности. Но именно — добавить, расширить, улучшить, а не заменить.


Что мы имеем в виду, когда стремимся занять все время подростка? Что без этого он или она обязательно потянется «налево» - не сам, так кто-нибудь да потянет? Получается, что у человека есть изначальная тяга к «дурному», а сверхзанятость не дает ему встретиться с этими наклонностями, поддерживает измененное сознание, пока ребенок не «повзрослеет»? А что потом? Как известно из закона сохранения энергии, ничто не уходит в никуда. Интерфейс сменится, но контент-то останется.

Свободен?
     Некоторые подростки сами записываются во множество секций и студий - «драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота...» и ходят в них буквально до упаду. Таких подростков обычно ставят в пример их менее целеустремленным и не таким положительным сверстникам, не замечая, как образцы страдают от перфекционизма («комплекса отличника»), роли «семейного героя» и от уже почти созревшего трудоголизма. Они ходят «во всё» не потому, что они действительно все легко успевают и ко всему имеют склонности, а потому, что им нечего делать наедине с собой, либо они отчаянно бегут от чего-то внутри себя.

     Бедность внутреннего мира и внутренний же запрет на удовольствия приводят к тому, что человек все время стремится быть чем-то занят. Такие люди редко становятся алкоголиками или уж тем более наркоманами, пока они «в струе»: вместо допинга у них учеба, работа, спорт. Вынужденные же простои — болезнь, переезд, каникулы или отпуск - для них являются поистине катастрофой, потому что одни из них боятся встречи с самим собой, а другим занять себя НЕЧЕМ.

      Как ваш ребенок проводит свободное время? Может ли он занять себя сам, без помощи компьютерных игр, телефона, телевизора и социальных сетей? Есть ли что-то, чем он увлекается сам, просто так, что он делает с удовольствием? Принимает ли он участие в хлопотах по хозяйству, есть ли у него домашние обязанности, помимо самообслуживания?

    Если по большей части нет — стоит задуматься, почему так сложилось. Организованный досуг, конечно, может стать этаким костыликом мающемуся подростку, но принципиальной роли это не сыграет, потому что проблема — в дефиците внутренних стимулов, а все занятия и усилия — это не его жизнь, а чужая роль. Вот с этим и надо разбираться.

Витамины общения
      «Бесцельное» же общение со сверстниками — не такая бесполезная штука, как может показаться выжившим из отрочества взрослым.
Жизнь в стае, битва полов, иммунитет к провокациям — ах, какие заманчивые явления имеют место быть в субкультуре юных! Не говоря уже о том, что общение — это ведущая деятельность в подростковом возрасте, стягивающая на себя наибольшее количество внутренних вызовов и ожиданий юного человека. А склонен ли он или она к рискованному поведению, зависит в основном от предыстории детско-родительских отношений.
Будет ли он или она плевать семечки и сидеть на скамейке с ногами — банально зависит от имеющегося воспитания. А кружки... А что кружки? Кружки — очень хорошее дело.

 


Соседние подразделы:
Акция "Дети улиц"
Акция "Защита"
Акция "За здоровый образ жизни!"

Количество просмотров: &digits=5" alt="Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!" border=0 width="45" height="11">
Поиск по сайту
Детский Телефон Доверия 8-800-2000-122
Сейчас
Атлас профессий
Сайт учителя русского языка и литературы
Сайт учителя математики
Сайт учителя математики
Сайт учителя английского языка
Сайт учителя начальных классов
Сайт учителя иностранного языка
Сайт учителя технологии
Сайт учителя истории и обществознания
Сайт учителя технологии
Сайт учителя химии
Сайт учителя географии
Сайт учителя начальных классов
Сайт учителя биологии
Телефон доверия
ГТО
Введите заголовок
Мы рекомендуем
Занять подростка Дополнительные занятия для детей — одна из самых избитых тем. Но все же:...
Открыть раздел Акция "Подросток"
Фото в стенах школы
Открыть раздел Фото в стенах школы
Победе посвящается...
Открыть раздел Победе посвящается...