ГлавнаяСведения об образовательной организацииПрием в 1 классГосударственная итоговая аттестация-11/9Расписание уроков,факультативовПрофильное обучение и прием в 10 классЛагерь дневного пребывания детей «Солнышко - 2018

Басюк Н.С.  


Учителя русского языка и литературы  


Страничка учителя  


Главная  

Страничка учителя русского языка и литературы Н.С.Басюк

Басюк Наталия Сергеевна

Доклад по теме "Лексика" (по учебнику Разумовской М.М.)

Доклад по теме "Лексика" (по учебнику Разумовской М.М.)

Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику      М.М. Разумовской.)

 

         В учебнике М.М.Разумовской раздел «Лексика» изучается в составе интегрированного раздела «Лексика. Словообразование. Правописание». Это продиктовано стремлением сформировать у пятиклассников целостное представление о слове, единстве его разнообразных языковых характеристик, о существующей зависимости лексического значения слова и морфемных значений, сочетающихся в одной словоформе. (слайд 1).

 

       При изучении раздела «Лексика» ставится следующая цель:

                            обогащение словарного запаса учащихся.

 

     Ей подчинены задачи:

                            1 развитие интереса к познавательной деятельности;

                            2 развитие речи учащихся;

                            3 развитие навыков лингвистического анализа;

                            4 усвоение изученного материала;

                            5 воспитание любви к знаниям, предмету;

                            6 воспитание потребности пользоваться словарём. (слайд 2).

 

      В результате изучения темы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

                            1 умение толковать лексическое значение слова разными                              способами (описательным путём, с помощью подбора                                 однокоренного слова, синонимами или антонимами);

                            2 способность опознавать лексические единицы (синонимы,                       антонимы, многозначные слова) и точно, уместно употреблять                             их в речи;

                            3 умение замечать лексическую ошибку в тексте, объяснять её                    причину и исправлять;

                            4 умелое пользование лексическими словарями разного типа;

                            5 способность найти в художественном тексте лексические                          средства выразительности. ( слайд 3).

Я остановлюсь на следующих вопросах:

 

         Основное содержание: (слайд 4).

 

         Работа на этих уроках проводится с опорой на словари.  Поэтому при изучении   раздела знакомлю детей с различными видами словарей ( слайд 5-8).

 

Все уроки строю по определённой схеме:

 

                   -Теория

                   -Работа со словарём

                   -Игротека (слайд 9)

 

         Основное внимание на данных уроках сосредоточено на определении лексического значения слова. Не случайно целенаправленная и многоаспектная семантическая работа над словом начинается с параграфа « Как определить лексическое значение слова».

          Названия параграфов в учебнике М.М. Разумовской по  теме «Лексика» сформулированы в виде проблемного вопроса, на который должны найти ответ учащиеся в конце урока. Это ещё одна  особенность учебника.

         Изучая этот параграф, учащиеся обобщают известные им приёмы разъяснения лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковых словарях; подбор синонимов; подбор антонимов. С этими способами объяснения значения слова дети в той или иной степени  уже познакомились в начальных классах. Теперь разрозненные сведения группируются и обобщаются с точки зрения связи этих явлений языка с проблемой толкования лексического значения слов и точного употребления их в речи. Работа на этих уроках проводится с опорой на словари (толковый, словарик синонимов), включённые в учебник.

         Теория представлена в виде лингвистического текста. Работая над ним, пятиклассники приходят к заключению, что существуют 4 способа толкования значения слова (слайд 10).

         Они уже знают, что лексическое значение слова можно узнать из толкового орфографического словаря. 2-ой способ-подбор синонимов. Предлагаю в виде следующего задания (слайд 11-12)    Работа со словарём синонимов предполагает выполнение упражнений в учебнике 235,237,238 (слайд 13).

 

         Особое внимание обращаю на приём подбора однокоренного слова при выяснении лексического значения слова. В начальных классах дети искали ответы на вопросы: «От какого слова образовано новое слово?» «Почему так назвали?» Т.о. объясняли значение подосиновик (растёт под осиной), леденец (тает во рту как лёд), костяника (ягода с косточками). В 5 классе подбор однокоренного слова должен быть осмыслен как специальный приём, с помощью которого не только разъясняется лексическое значение слова, но осознаётся его морфемное значение (слайд 14).

 

Приём словообразовательного толкования лексического значения слов становится тем элементом в обучении, который связывает в единое целое лексический, словообразовательный и орфографический анализ слова, что соответствует основной идее раздела «Лексика. Словообразование. Правописа- ние».

4-способ - рисунки (слайд 15).

 

Представление о лексическом значении слова углубляется за счёт терминологического различения однозначных и многозначных слов, наблюдения за использованием многозначных слов в речи. Это параграф 33 «Сколько лексических значений имеет слово». (слайд 15-20).

 

         Очень важным в изучении раздела является параграф 34 «Когда слово употребляется в переносном значении». Название параграфа нацеливает не только на описание этого явления в языке, но и выяснение области использования переносного значения в речи. В связи с этим пятиклассники получают представление о том, что перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи, в частности для создания тропов (метафоры, эпитетов, олицетворений). (слайды 23-31).

 

        Таким образом, работая с упражнениями этого параграфа ученики начинают овладевать элементарными умениями анализа языка художественной литературы, наблюдая за использованием тропов и фразеологизмов для создания образности и выразительности. Эта работа продолжается в 6,7 классах. На уроках литературы идёт похожая работа. Изучение лексики в 5 классе становится важным компонентом сближения русского языка и литературы. В дальнейшем это умение  будет развиваться и совершенствоваться в параграфах «Употребление в речи...»

 

         При изучении раздела «Лексика» представление о лексическом значении слова развивается и в процессе изучения «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы» (слады 32-37).

 

         В учебнике уделяется внимание словообразовательному анализу малоупотребительной лексики - диалектным, устаревшим, профессиональным словам.

         Исследования учёных показывают, что наиболее эффективен лексико-словообразовательный анализ слов, в процессе восприятия которых активизируется морфемный канал. Это прежде всего незнакомые школьникам слова, т.е. малоупотребительная лексика - диалектные, устаревшие, профессиональные слова. Опыт показывает, что эффективность работы при изучении этих тем позволяет акцентировать внимание на лексическое значение слова через установление внутренней его формы (слайды 38-41).

 

         Важным этапом работы является отслеживание результатов работы над темой, усвоения материала учащимися, т.е. мониторинг. Мною составлены контрольные работы по теме «Лексика». Их 7. 6 работ - на каждый изученный параграф, 7-ая - общая по всему разделу «Лексика». Работы построены по тому же принципу: первое задание - по теории, остальные - проверяют полученные знания. Как видно из диаграммы, дети справляются с заданиями по каждой изученной теме. Сложнее даются темы по малоупотребительной лексике.            (слайд 43).

 

         Таким образом, в 5 классе учащиеся получают основные сведения в области лексики и фразеологии, учатся определять лексическое значение слов и фразеологических единиц, уместно употреблять их в речи. Эта работа целенаправленно и систематически проводится и на следующих этапах обучения в 6-9 классах. (слайд 44).

 

         Таким образом, организуется целенаправленная работа над точным, уместным и выразительным употреблением слов изучаемых частей речи. Каждый из этих параграфов имеет одинаковую структуру. Начинаются они с упражнения, где под рубрикой «Читай и рассуждай на лингвистические темы» предлагается текст, рассказывающий об особенностях речевого употребления той или иной части речи, о её роли в достижении точности, меткости, ясности и информативности речевого высказывания, перечисляются основные языковые приёмы создания выразительности и образности речи. Последнее упражнение каждого указанных параграфов нацеливает учеников на обобщение полученных сведений, осмысление проведённых наблюдений и подготовку сообщения по теме параграфа. При этом предполагается вернуться к первому упражнению данного параграфа, найти в нём необходимые сведения, подкрепить их материалами других упражнений параграфа. Т.о., между первым и последним упражнениями находится целая серия заданий, организующих наблюдение за использованием в речи (преимущественно художественной) слов рассматриваемой части речи.

Презентация к докладу "Изучение раздела "Лексика"". Из опыта работы.



Количество просмотров: &digits=5" alt="Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!" border=0 width="45" height="11">


Вернуться в раздел Страничка учителя русского языка и литературы Н.С.Басюк

Соседние подразделы:
Методическая копилка
Поиск по сайту
Детский Телефон Доверия 8-800-2000-122
Сейчас
Атлас профессий
Сайт учителя русского языка и литературы
Сайт учителя математики
Сайт учителя математики
Сайт учителя английского языка
Сайт учителя начальных классов
Сайт учителя иностранного языка
Сайт учителя технологии
Сайт учителя истории и обществознания
Сайт учителя технологии
Сайт учителя химии
Сайт учителя географии
Сайт учителя начальных классов
Сайт учителя биологии
Телефон доверия
ГТО
Введите заголовок
Мы рекомендуем
Иванова Т.П.учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ...
Открыть раздел Иванова Т.П.
Страничка социального педагогаСоциальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе....
Открыть раздел Страничка социального педагога
Фото в стенах школы
Открыть раздел Фото в стенах школы
Победе посвящается...
Открыть раздел Победе посвящается...